Бытовые, промышленные и нефтяные отходы, как основные антропогенные причины загрязнения реки Иртыш
Река Иртыш является самой длинной рекой-притокой в мире, которая захватывает Китай, Казахстан и Россию (Омская и Тюменская области). Ее протяженность достигает 4284 км, а площадь бассейна — 1643 тыс. куб. км. На границе Монголии и Китая река носит название Черный Иртыш. В Иртыше обитают 23 вида рыб, из них 17 промысловых.
- Основные экологические проблемы
- Загрязнение бытовыми отходами
- Загрязнение промышленными сточными водами и тяжелыми металлами
- Замусоривание берегов
- Последствия грузового судоходства
Основные экологические проблемы
К экологическим проблемам реки Иртыш относится загрязнение бытовыми, промышленными, нефтяными отходами. Существенную антропогенную нагрузку оказывают замусоривание прибрежных зон и хождение грузовых судов.
Загрязнение бытовыми отходами
Бытовые отходы попадают в реку со сточными водами либо диффузным способом. В первом случае загрязнители оказываются в бассейне в ходе работ канализационных и дренажных систем. Часть поверхностных вод отводится ливневой канализацией. Они поступают в реку в результате естественного понижения ландшафта. В результате Иртыш загрязняется:
- мышьяком;
- аммонийным и нитратным азотами;
- ионами железа, меди, цинка;
- марганцем.
К основным бытовым загрязнителям относятся сточные воды канализации, агрохимия и пестициды, моющие средства, мусор. Они меняют химический состав воды, снижая кислородный баланс. Азоты и металлы плохо улавливаются даже современными системами фильтрации.
В результате загрязненная вода поступает в населенные пункты и города. Тонны бытовых отходов ежегодно смываются преимущественно с прибрежных рек города Семея.
Загрязнение промышленными сточными водами и тяжелыми металлами
С 1998 года загрязнение промышленными отходами и металлами реки увеличилось на 65%. Суточный объем выбросов составляет порядка 700 куб. м. Основными источниками загрязнения служат сточные воды кожного завода, мясокомбината, нефтеперерабатывающих предприятий. В воды поступают ПАВ, фенолы, взвешенные вещества, а также ряд тяжелых металлов (медь, хром, железо). Источники загрязнения на территории Казахстана и Омской области:
- предприятия ЖКХ;
- химическая и нефтеперерабатывающая промышленность;
- атомные и тепловые электростанции;
- легкая, пищевая и иная промышленность.
Предприятия по оборонной, металлообрабатывающей и транспортной промышленности превосходят остальные источники по загрязнению ионами тяжелых металлов. На них также приходится до 90% выбросов нефтепродуктов.
В реке металлы распадаются на биогенные и небиогенные ионы. Даже в небольших концентрациях они оказывают негативное воздействие на живые организмы. Действие кадмия усиливается со временем, что делает его особенно опасным, канцерогенным и токсичным.
Замусоривание берегов
Прибрежные зоны Иртыша в населенных пунктах завалены мусором в результате деятельности человека. Около 70% процентов отходов приходится на пластик. Он разлагается в пределах 500 лет, меняет химический состав воды и оказывает негативное воздействие на эко- и биосистему реки. В воду отходы попадают в результате естественных приливов.
В г. Семей берега заваливаются строительным мусором в результате укрепления береговой линии бетоном и арматурой. Основная часть загрязнения приходится на остров Полковничий, который наиболее популярен у местных жителей.
Для очистки прибрежных зон ежегодно собираются субботники, к которым привлекаются школьники, сотрудники промышленных мероприятий и другие неравнодушные люди. В пределах Омска количество участников насчитывает около 500 человек в год. К очищению берега также неравнодушны жители Ханты-Мансийска, которые ежегодно убирают порядка 8 прибрежных зон.
Последствия грузового судоходства
Иртыш является важнейшей транспортной магистралью Западной Сибири. Ориентировочно с конца апреля до середины ноября наблюдается повышенная навигация грузовых барж и толкачей, а также пассажирских и прогулочных пароходов.
За 2018 год по маршруту Павлодар-Омск было перевезено порядка 515 тыс. тонн грузов. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на экологическую систему реки.
Деятельность судов предполагает хозяйственно-бытовые и производственные стоки. Около 0,1% от объема нефтепродуктов попадают в реку в результате грузовой транспортировки.
Такое же количество нефти, а также радиоактивных веществ оказываются в реке в результате аварий и чрезвычайных происшествий.
В зонах распространения кильватерной струи от танкеров и крупнотоннажных судов наблюдается повышение концентрации взвешенных веществ. Это приводит к гибели икры при образовании наилка на нерестовом субстрате. Шумовое и физическое загрязнение также происходит в ходе дноуглубительных работ.